СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технические средства информатизации
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина в составе профессионального цикла обязательной части ОПОП.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;
-
определять совместимость аппаратного и программного обеспечения;
-
осуществлять модернизацию аппаратных средств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;
-
периферийные устройства вычислительной техники;
-
нестандартные периферийные устройства.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
60 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
Не предусмотрены |
практические занятия |
14 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
30 |
в том числе: |
|
электронные рефераты |
15 |
домашняя работа |
10 |
работа с электронными учебными пособиями |
5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Технические средства информатизации
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Раздел 1. Основы компьютерной техники и устройство персонального компьютера. |
|
12 |
|
|||
Тема 1.1. Основы компьютерной техники и устройство персонального компьютера.
|
Содержание учебного материала
|
4 |
||||
1 |
Основные и дополнительные устройства компьютера. Архитектурный облик и структурная схема компьютера IBM. Главные компоненты системного блока. Системная плата и её аксессуары. Понятие чипсета. Компоненты материнской платы, установка и конфигурирование. |
1 |
||||
2 |
Процессор и регистры процессора. Оперативная память. Вторичный кэш. Синхронизация и разгон, тактовый генератор. Базовая система ввода-вывода BIOS. Блок питания и система охлаждения системной платы. Сокеты и слоты расширения |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||||
Создание электронных рефератов в виде публикаций в программе «Publisher» по теме «Системная плата». |
||||||
Тема 1.2 Классификация персональных компьютеров по конструктивному решению. |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1 |
Настольные компьютеры или десктопы. Промышленные компьютеры. Малогабаритные или портативные ПК. Ноутбуки и карманные компьютеры. Назначение и особенности портативных ПК. |
2 |
||||
2 |
Устройства ввода-вывода для портативных ПК. Видеосистема ноутбуков и блокнотов. Оперативная и дисковая память. Аккумуляторные батареи и блоки питания для лэптопов. |
2 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
Выбор типа компьютера c конкретными характеристиками, основанный на конкретной задаче. Подготовка жесткого диска к работе и установка на него операционной системы. |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||||
Изучение материалов по классификации современных моделей персональных ПК. |
||||||
Раздел 2. Устройства хранения данных. |
|
18 |
||||
Тема 2.1 Общие свойства устройств внешней памяти и их характеристики. Магнитные носители информации.
|
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Основные характеристики устройств внешней памяти: ёмкость диска, время доступа, скорость записи и считывания. Принципы хранения информации.
|
2 |
||||
2 |
Хранение информации на магнитных дисках. Накопители на гибких магнитных дисках. Накопители на жестких магнитных дисках - винчестеры. Конструкция НЖМД. Производительность и оптимизация дисков. Параметры и функционирование винчестеров. |
2 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
Разбивка жесткого диска с помощью программы FDISK. |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||||
Работа с электронным учебником по изучению темы «Магнитные носители информации» |
||||||
Тема 2.2 Устройства памяти на сменных носителях. |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Разновидности компакт-дисков. Логическая структура оптических дисков. Системная поддержка CD-ROM.. Установка, обслуживание и тестирование дисков. Интерфейс подключения устройств. Конфигурирование, форматирование и обслуживание дисков. |
2 |
||||
2 |
Отличительные особенности устройств типа ZIP и JAZ и магнитооптических накопителей. Модернизация накопителей различных фирм-производителей и их основные технические характеристики. |
3 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
Изучение конструкции накопителя СD-ROM. |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||||
Выполнение электронного реферата по различным типам дисков в программе PowerPoint |
||||||
Раздел 3. Устройства ввода-вывода и их интерфейсы. |
|
21 |
||||
Тема 3.1. Различные устройства ввода информации и их классификация.
|
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Клавиатура. Интерфейс клавиатуры. Манипуляторы-указатели – мышь, трекбол. Последовательные мыши – MS Mouse и PC Mouse. Мышь PS-2, мышь Bus Mouse |
2 |
||||
2 |
Сканеры. Типы сканеров. Слайд-сканеры, производители и основные модели. Офисные и профессиональные планшетные сканеры, принцип их работы, производители и основные модели. |
3 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
Установка режимов работы переферийных устройств. Настройка матричного и лазерного принтеров. |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||||
Сбор материала и выполнение презентации на тему «Принцип работы и характеристики сканеров» |
||||||
Тема 3.2 Устройства вывода информации. |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Принтеры. Классификация принтеров по технологии печати. Принцип действия матричных и струйных принтеров, цветные струйные принтеры, их основные характеристики.
|
2 |
||||
2 |
Графические планшеты. Устройство, принцип работы графических планшетов. Области применения графических планшетов для пользователей вычислительных систем. |
3 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
Инсталляция драйверов сканера. Работа сканера в текстовом и графическом режиме. |
||||||
Контрольные работы |
2 |
|||||
Решение задач по подбору системных требований к решению определённых проблем. Выполнение компьютерного теста на тему «Устройства ввода и вывода информации» |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||||
Создание Web-страницы на тему «Современные модели принтеров» |
||||||
Раздел 4. Видеосистема и её компоненты. |
|
12 |
||||
Тема 4.1 Принципы вывода изображений. Дисплейные адаптеры. |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Растровый и векторный способы изображений. Графический режим. Текстовый режим. Обработка видеоизображений. |
1 |
||||
2 |
Контроллеры дисплея. Роль графического процессора и видеопамяти на видеокарте. Производители видеоадаптеров, модели и основные параметры графических ускорителей. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||||
Изучение материала электронного учебного пособия и составление конспекта на тему «Графические режимы» |
||||||
Тема 4.2 Различные типы мониторов и их характеристики.
|
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Основные параметры и характеристики современных мониторов. Технологии электронно-лучевых трубок (ЭЛТ). Жидкокристаллические мониторы. Пассивная и активная матрицы. Конструкция ЖК-монитора. Газоплазменные монитор. |
1 |
||||
2 |
Сравнительные характеристики трёх типов мониторов. Международные стандарты для мониторов. Эргономичность и энергосбережение. Производители и модели мониторов. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||||
Работа в сети Internet: поиск информации о новых технологиях ЖК-мониторов. |
||||||
Раздел 5. Технические средства мультимедиа. |
|
12 |
||||
Тема 5.1 Устройства для обработки звука.
|
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Звуковые карты, их стандарты. Основные характеристики звуковых карт. Роль музыкального синтезатора.
|
1 |
||||
2 |
Музыкальные клавиатуры для ввода и аранжировки музыки. Музыкальные колонки. Их характеристики. Фирмы производители. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||||
Изучение материалов журнала «Мир ПК». Разработка тестовых вопросов на тему «Звуковые мультимедийные устройства»
|
||||||
Тема 5.2 Устройства для обработки видеоинформации. |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1 |
Цифровые камеры. Принцип работы издательских комплексов с использованием цифровой фотографии. Технические характеристики. Платы для генерирования реалистичных трехмерных изображений и шлемы виртуальной реальности. |
2 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
Изучение конструкции звуковых колонок и звуковых карт. |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||||
Работа с электронным учебником по изучению темы «Цифровые фото- и видеокамеры» |
||||||
Раздел 6. Коммуникационные устройства.
|
|
15 |
||||
Тема 6.1 Различные типы интерфейсов и протоколов. Сетевые адаптеры.
|
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Порты ввода – вывода информации. Системная поддержка – портов. Конфигурирование и использование СОМ - портов |
1 |
||||
2 |
Беспроводные интерфейсы периферийных устройств. Инфракрасный интерфейс. Радиоинтерфейс Bluetooth, пакеты и каналы, установление соединений, протоколы Bluetuth. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||||
Работа с электронным учебником по изучению темы «Коммуникационные устройства» |
||||||
Тема 6.2 Модемы и факс-модемы.
|
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1 |
Модемы. Создание и развитие модемов. Основные функции. Программирование модемов. Подключение модема, интерфейсы, начальная загрузка. |
2 |
||||
2 |
Виды модемов, внешний и внутренний модемы. Аппаратные модемы и радиомодем. Характеристики модемов. Сравнительные характеристики различных типов модемов Протоколы модуляции в модемной связи. |
2 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
Тестирование модемов и факс-модемов. Установка модема и прикладных программ. |
||||||
Контрольные работы |
2 |
|||||
Тестовая программа по теме «Модемы» |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||||
Выполнение реферата по теме «Протоколы модемной связи» |
||||||
Всего: |
90 |
|||||
3. условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия полигона вычислительной техники.
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Технические средства информатизации»;
-
наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
-
комплект презентаций по всем темам курса;
-
стенд с компонентами ПК.
Технические средства обучения:
-
персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением и выходом в Internet;
-
локальная сеть;
-
мультимедийный проектор или интерактивная доска,
-
сканер;
-
принтер;
-
мультимедийные колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Авдеев В.А. Периферийные устройства: интерфейсы, схемотехника, программирование бесплатно. – М.: ДМК Пресс, 2009. – 848 с.
-
Гребенюк Е. И. , Гребенюк Н. А Технические средства информатизации. - М.: ОИД «Академия», 2010. – 272 с.
-
Гук М. А. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия, 2-е изд. - СПб: Питер, 2006. –958 с.
-
Кравацкий Ю., М. Рамендик Выбор, сборка, апгрейд качественного компьютера. – М.: СОЛОН-пресс, 2006. – 347 с.
-
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009. – 537 с.
-
Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Технические средства информатизации: учебник. – М.: Форум, 2006. – 315 с.
-
Новиков Ю.А., Черепанов А.С. Персональные компьютеры: аппаратура, системы, Интернет: Учебный курс.- СПб: Питер, 2006. – 236с.
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. Вы купили компьютер: Полное руководство для начинающих в вопросах и ответах. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, Инфорком-Пресс, 2007. – 295 с.
-
Яшин В.Н. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 254 с.
Дополнительные источники:
-
Жадаев А.Г. Ремонт компьютера: видеосамоучитель. – СПб: Питер, 2008.
-
Степаненко О.С. Самоучитель по сборке и починке ПК: Видеоуроки. – 2008.
-
Разработчик КомпактБук Сборка и модернизация компьютера: видеосамоучитель, 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
-выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей; |
-экспертная оценка индивидуальных практических работ; -контрольная работа |
-определять совместимость аппаратного и программного обеспечения; |
-наблюдение в ходе выполнения практической работы; -защита практической работы; |
-осуществлять модернизацию аппаратных средств |
-экспертная оценка выполнения практической работы; -оценка индивидуальных заданий с использованием интернет-ресурсов; |
Знания: |
- |
-основные конструктивные элементы средств вычислительной техники; |
-оценка домашнего задания по выполнению электронного реферата |
-периферийные устройства вычислительной техники |
-тестирование -контрольная работа |
-нестандартные периферийные устройства. |
-экспертная оценка проекта в виде электронных публикаций. |
Итоговый контроль |
дифференцированный зачёт |